• Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 34, оф. 38

“Гибкий” лед для строительства объектов в Арктике

  • 14.01.2020 Дата
  • 5.0 Рейтинг
  • 380 Просмотров

Освоение Арктики – важная задача. Но для того чтобы создать условия для жизни или хотя бы для работы специалистов, в этот холодный край приходится все завозить. Поэтому выгоднее использовать при строительстве то, что можно найти на арктических просторах.

Томские ученые представили «гибкий лед» для строительства обьектов в Арктике.

Природным материалом Арктики является лед, говорит советник генерального директора ВИАМ, научный руководитель лаборатории “Полифункциональные химические материалы” Томского госуниверситета,- академик РАН Вячеслав Бузник. — Само по себе строительство из него не ново, однако при многих плюсах у льда есть явный минус — высокая хрупкость. Мы решили попробовать решить эту проблему за счет армирующих компонентов.

Для начала ученые опробовали ткань из волокнистых нитей, пропитанную эпоксидной смолой. Этот композиционный материал служит для повышения прочности крыльев самолетов. Затем были протестированы еще около 600 различных образцов (нити, сетки и т.д.) и подобраны оптимальные составы для армирования льда. На сегодняшний день уже отработана технология закладки элементов и температурный режим намораживания слоев, которые позволяют получать материал с хорошей пластичностью. Образцы можно согнуть под углом до 120 градусов. Новый метод позволил в 6 раз увеличить прочность льда и в 15 раз повысить его гибкость.

Сейчас идет работа над изготовлением и исследованием образцов большей площади, поскольку функциональные характеристики при этом могут меняться, — рассказывает Вячеслав Бузник. — Область применения этого материала довольно широкая — от строительства причалов для разгрузки и взлетно-посадочных полос до площадок в море, которые необходимы при освоении шельфовых месторождений.

Более того, можно возводить и ледовые острова для установки на них разведочных буровых. Что касается материалов для изготовления — арматуру придется завозить, а воду можно брать из пресных источников, например, из рек в районе Сабетто, поскольку с морской водой работать архисложно.