• Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 34, оф. 38
Стройка Кузбасс

Исключение государства

  • 08.02.2012 Дата
  • 0.0 Рейтинг
  • 2354 Просмотра

Кто проверял проект строительства вашего высотного дома на соответствие нормам и требованиям? Кто, кроме государства, чьей прерогативой до сих пор было проведение подобных экспертиз, будет отвечать, если с домом что-то случится? Ответы на эти вопросы с 1 апреля текущего года уже не будут такими однозначными, как сегодня.

Согласно Федеральному закону №337 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ», понятие «государственная экспертиза проектной документации» уйдет в прошлое. Корреспондент «Кузбасса», пытаясь разобраться, к чему все это может привести, выяснил, что участники строительного рынка области не слишком рады нововведениям. И даже напротив. Нынешнее положение дел в этой сфере многих устраивает.

Одно только слово

Главное изменение в Градостроительный кодекс, которое «заработает» с 1 апреля, действительно, в одном слове — «государственная» Оно теперь исключено из кодекса применительно к экспертизе. Означает это одно: помимо государственных учреждений, которые сегодня оценивают проекты строительства, экспертизу смогут проводить, назовем их так, альтернативные компании.

Заметим стразу, что сами объекты для экспертизы остались неизменными: это жилье высотностью более трех этажей и торговые и промышленные объекты площадью более 1,5 тыс. кв. м. Есть только оговорка. Государство оставило за собой исключительное право давать заключение по проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. То есть, к примеру, проект строительства угольного предприятия негосударственные эксперты оценивать не смогут.

Это нововведение в прошлом году, когда шло активное обсуждение закона, называли серьезным шагом на пути против коррупции и снятия административных барьеров. Вспомним, что еще года четыре назад во время строительного бума в регионе почти каждый застройщик жаловался на то, что прохождение госэкспертизы занимает едва ли не больше времени, чем само строительство. Дом можно построить за 9 месяцев, а положительного заключения – то есть итогов «бумажной» работы – приходилось ждать полгода и дольше. Такие сроки назывались публично на многочисленных областных совещаниях строителей, принимались меры. Но новоселья все равно откладывались. Одной из причин затягивания работы экспертов называлась их загруженность.

Вот эти вопросы государство, вроде бы, и разрешило, запустив частника и в этот «огород». Как в прошлом году неоднократно заявлял министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, чье министерство и вносило в Госдуму варианты поправок в Градостроительный кодекс, новые правила должны помочь снять зависимость от государственных учреждений, снизить стоимость экспертизы и, в конечном счете, ускорить процесс строительства. Но если судить по словам самих строителей, сегодня вопросы, связанные с прохождением госэкспертизы, для них не самые острые.

Из проектировщиков в эксперты? 

Требования к негосударственным экспертным организациям, согласно закону, на первый взгляд просты. Давать оценку проектам смогут аккредитованные (порядок аккредитации утверждается правительством РФ) юрлица, в штате которых будет не менее пяти аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации (или на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий) работников. Еще одно требование закона – наличие у этой организации интернет-сайта, где раскрывается вся информация о сотрудниках и самой компании. Но сегодня те, кто отдает свои проекты на экспертизу, говорят, что на деле создать такие компании будет крайне проблематично.

Как заявил «Кузбассу» Юрий Агеев, гендиректор новокузнецкой проекторной организации ОАО «Углестринпроект» (входит в состав одной из крупнейших строительных компаний региона «Южкузбасстрой»), главной проблемой здесь будет кадровая: «Откуда возьмутся эксперты? Это миф, что на рынке есть специалисты. Я думаю, что людей будут просто «сдергивать» с мест, переманивать, например, более высокой зарплатой, из действующих организаций, прежде всего, из проектных институтов. Ведь самые лучшие эксперты «выходят» из проектировщиков. Но кто от этого выиграет?!».

Владимир Ушаков, директор ГАУ КО «Управление госэкспертизы» (оно проводит основные экспертизы проектов строительства в Кузбассе), согласен, что «кадровый вопрос» – главный. Но он говорит и о старении экспертов. В его коллективе, который формировался долгие годы, главным специалистам «за 65 лет»: «Кто придет им не смену?» С другой стороны, опыт в этой сфере — почти необходимое качество эксперта. «В нашей отрасли нужно иметь не просто аттестацию, но и богатый опыт. Это так же, как и с проектировщиками. Хорошим специалистом можно стать только через 5-10 лет работы под руководством опытных коллег. Потому у меня возникает вопрос о качестве экспертизы, которую будут проводить негосударственные организации. О том, как смогут они оценить проектно-сметную документацию, подаваемую на экспертизу. Все проблемы заложены в первоначальных документах», – говорит Владимир Ушаков.

Глава одного из объединений кузбасских строителей на условиях анонимности заявил «Кузбассу»: его беспокоит, что в эксперты подадутся «не совсем порядочные люди с целью просто заработать или специально протащить через экспертизу некачественный проект». Впрочем, по мнению Владимира Ушакова, государство в состоянии выстроить серьезные барьеры этому при определении порядка аккредитации: «И сегодня вход в эту сферу довольно сложный, обремененный высокими требованиями к экспертам и организациям. Государство, в принципе, от таких требований не отказывается».

Строители – за стабильность 

Сразу несколько руководителей крупнейших строительных компаний, обеспечивающих основные объемы ввода жилья в Кузбассе, на этой неделе признались, что сегодня не имеют серьезных претензий к срокам проведения госэкспертизы. Виктор Неустроев, гендиректор «Южкузбасстроя», утверждает, что в 45 дней, отведенных на экспертизу проектов строительства жилых домов, Управление госэкспертизы укладывается: «Конечно, мы бы хотели, чтобы все было еще быстрее. Скажем, за месяц. Но все выдерживается в рамках, установленных государством. И мы не можем пенять на экспертизу. В конечном счете, это – качество проекта».

Глава одной из кузбасских строительных компаний поясняет: «Вы поймите, взаимоотношения с экспертной организацией у строителей отлажены годами. Даже если кто-то и будет пенять на слишком строгий подход экспертов, на придирки «к каждой запятой», все это, по большому счету, ничего не значит. Ни одна уважающая себя компания не будет изначально подставляться со своим проектом». Далеко не факт, продолжает он, что наличие негосударственных экспертов поможет сократить сроки прохождения экспертизы: «В принципе уже несколько лет в России развивается институт независимой экспертизы. Но практика показала, что отсутствие у таких организаций профессионалов только мешает делу. С заказчика могут взять деньги, а работу выполнить не в срок и не на должном уровне. В итоге строители вынуждены искать нового эксперта. Сроки растягиваются».

Управляющий директор ООО «Новокузнецкий ДСК» Павел Панов тоже говорит, что «к качеству и срокам проведения госэкспертизы» у компании претензий нет. Другое дело – цены. Если, по его мнению, оправдались бы расчеты на то, что в будущем конкуренция на рынке снизит и стоимость экспертиз, для строителей это был бы плюс. Но тут же добавляет, что «понес бы свои проекты все же на госэкспертизу и только в исключительных случаях стал бы обращаться к независимым экспертам».

Владимир Ушаков признается, что «после выхода нового закона в конце прошлого года в управление за разъяснениями стали обращаться застройщики и проектировщики с одним вопросом: «Вы-то останетесь?» Не я лично, наша организация. Разговоры об изменениях в нашей сфере в прошлом году велись на фоне обсуждения идей отмены экспертизы как таковой. Поэтому у людей и возникали вопросы. А когда они узнавали, что мы продолжаем работать, говорили: «Ну, слава Богу, ничего не изменилось».

Непроектные «решения»

За последние годы в Кузбассе не было случая, чтобы причиной серьезных проблем на строящихся или уже эксплуатируемых объектах являлась «неправильная» экспертиза. Между тем, по данным инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, было выявлено, что часто строительные работы осуществляются без разрешения на строительство; объекты капитального строительства эксплуатируются без соответствующего разрешения на ввод; нарушаются требования проектной документации, технических регламентов, норм и правил при строительстве. В процессе эксплуатации объектов были обнаружены и скрытые строительные дефекты. Только в прошлом году по результатам проверок было устранено почти 1000 замечаний, составлено более 440 протоколов об административных правонарушениях. В прошлом году суды удовлетворили 6 требований инспекции с применением административного наказания – приостановления деятельности компаний «Гранд-Моторс», «ТИСИЗ», «СУ-55», «СК «Стандарт», «Транс-Строй», «Кузбассуглемаш». По требованию инспекции таким компаниям, как «Интеллект-Капитал», «НДСК им. А.В.Косилова», «Газпромнефть-Кузбасс», пришлось устранять выявленные нарушения – оформлять надлежащим образом проектную документацию.

Татьяна ДУМЕНКО.


http://www.kuzbass85.ru