• Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, д. 34, оф. 38
Журнал Стройка Кузбасс

Тут граду быть

  • 22.09.2022 Дата
  • 5.0 Рейтинг
  • 35 Просмотров
 

Виктор Иванович Магель - заслуженный архитектор Российской Федерации

А хочешь, проведу тебя по городу?
Через аллеи, парки и сады,
В которых столько раз, гуляя смолоду,
О многом не задумывался ты.
…..Я просто житель города, не более,
Но сердца стук с биением сердец
Других соединю я, чтоб история
Творилась дальше, мой Новокузнецк.

- Дмитрий Токмашев

Наверное, для каждого жителя нет более увлекательного и волнующего занятия, как прогулка по родному городу, восстанавливать кусочки его истории — истории своего народа, читаемой на фасадах домов, в названиях улиц их очертаниях.

Самое далекое предание оживает, приобретает вещественные черты. У каждого района, каждого уголка свое лицо, свой характер, свои черты, своя история. Во всем этом отражены жизнь и судьбы создававших город прадедов, отцов и нынешних поколений, их вкусы, талант и уровень развития.

- Как у любого города, у Новокузнецка, есть своя история строительства. Так как же строился наш город?

К беседе пригласили Виктора Ивановича Магеля – заслуженного архитектора Российской Федерации, автора книги –«История создания генерального плана города Новокузнецка». С чего начинается путь градостроительства?

При всём разнообразии особенностей современных городов, их размещение и развитие происходит по общим правилам, учитывающим объективные причины и условия, характерные для всех городов. Градостроительная наука и практика доказывают, что со строительством на новом месте завода или любого иного производства начинается строительство города.

Строительство одного из крупнейших на то время заводов осуществлялось по плану форсированной индустриализации страны, которая после первой мировой и гражданской войн находилась в тяжёлом экономическом и политическом положениях. Для решения этих вопросов и развития промышленного производства стране нужен был металл, а в недрах Кузбасса находилось необходимое для его получения сырьё. Вот главная побудительная причина размещения завода и появления города Новокузнецка.

Вторым и очень важным условием для размещения и развития города является место его размещения, которое выбирается с учётом экономики - географического положения, расположения и роли в системе расселения, природных особенностей и ресурсов, наличия пригодных для этого территорий, климатических условий.

- Какова была обоснованность выбора территории для строительства города?

Новокузнецку с выбором территории для его размещения изначально не повезло. Площадку строительства выбирали для завода с небольшим жилым посёлком для рабочих. Происходило это без должного градостроительного обоснования и финансирования в условиях отсутствия в стране норм, правил и методики градостроительного проектирования.


Бараки

16 июля 1926 г. правительственная комиссия утвердила место для размещения и строительства металлургического завода, выбрав Горбуновскую площадку, которая по мнению комиссии, была благоприятна для размещения завода и жилого посёлка при нём. Располагалась рядом с существующей железной дорогой, рекой Томью, вблизи месторождений каменного угля.

Состав комиссии свидетельствует о том, что площадка для размещения завода оценивалась металлургами, технологами, геологами, чиновниками, но не градостроителями в профессиональном смысле этого слова. Решение было принято без выполнения и учёта природно-климатических изысканий, поэтому неблагоприятные для размещения города природные особенности площадки остались без внимания.

После утверждения Горбуновской площадки для строительства, проектный институт «Гипромез» (г. Ленинград) в 1927 — 1928 годах выполнил проект размещения завода и жилого посёлка на 25 тыс. человек.

- Как развертывалось строительство «города при заводе»?

Планы строительства крупнейшего металлургического завода затмили перспективы строительства города. Об этом пишет начальник Кузнецкстроя С.М. Франкфурт: « Некоторые товарищи предлагали вовсе не начинать промышленного строительства, а все силы и средства концентрировать на жилищном строительстве….

Мы избрали другой путь: прежде всего строить промышленные цеха и не в ущерб им – жилище».

В итоге, генеральный план г. Сталинска, который был разработан лишь к 1936г., основывался на концепте» города при заводе», и развитие которого были обусловлены производственной доминантой.

В течение 1928 года на выбранной территории под строительство завода и жилого посёлка проводились землеустроительные работы по оформлению земельных участков: переселение около 2 тыс. жителей деревень Горбуново и Черноусово и перераспределение земельных наделов крестьян деревень, размещавшихся на планируемой под строительство завода площадке.

2 декабря 1928г. Президиумом Высшего Совета народного хозяйства (ВСПХ) страны принято постановление о постройке Кузнецкого металлургического завода.

В ходе строительства выяснилось, что территории для размещения города в непосредственной близости от строящегося завода оказалось мало, а благоприятные участки находились далеко и требовали затраты на развитие инфраструктуры.

Для размещения города рассматривалась территория на правом берегу реки Томь, возле села Островское. Для этого требовалось строительство моста через Томь и предложение отклонили. Развитие города вынужденно пошло в сторону, расположенной рядом поймы реки Томь, заболоченной и затапливаемой паводковыми водами. При оценке пригодности территории ошиблись с учётом господствующего направления ветров, её затопляемости.

Но самая неприятная неучтённая природная особенность заключается в том, что влажная территория речной долины, окружённая со всех сторон горами, плохо проветривается, и в ней скапливаются промышленные выбросы в атмосферу.


ул. Тельбесская

Комплексная оценка особенностей территории будущего города не проводилась, а реальных выбросов строящихся промышлен-ных производств завода ещё не было, и они остались без должного внимания.

Более сложную градостроительную ситуацию и столь неблагоприятные условия для города трудно даже придумать.

Основная площадка посёлка располагалась на правом берегу реки Абы, на территориях бывших деревень Горбуново и Черноусово.

Планировочная структура состояла из чередующихся кварталов малоэтажной индивидуальной и многоквартирной жилой застройки вдоль реки с вкраплениями земельных участков объектов обслуживания. Территория на противоположном берегу реки Абы (между заводом и жилым посёлком) должна была выполнять функцию санитарно-защитной зоны завода - размещение зелёных насаждений и стадиона.

Вторая, меньшая по площади территория, размещалась с другой стороны заводской площадки.

Нижняя Колония была смещена ближе к заводу на левом берегу реки Абы и застроена бараками, в которых проживали рабочие комбината.

У Верхней Колонии своя история. В начале строительства завода она была привлекательным местом для размещения жилого образования, и это не осталось без внимания руководителей Кузнецкстроя.

С её территории, расположенной значительно выше стройплощадки завода, на юго-восточном склоне Старцевой горы открывалась панорама грандиозной стройки на фоне долины рек Томь и Кондома.

Однако, максимально приближенная к промышленной территории, она находилась в зоне будущего неблагоприятного влияния завода. К сожалению, в начале строительства эта особенность осталась без внимания.

Структура застройки Верхней Колонии проста, главная улица Тельбесская проходила по подножию горы, вдоль территории завода. От неё по склону на гору поднималось несколько параллельных и перпендикулярных ей жилых улиц, на которых к началу строительства завода были построены первые жилые дома, школа, поликлиника, столовая, баня, городской сад и гостиница завода для специалистов и руководителей строительства завода.

В разное время здесь жили Г.Е. Казарновский, И.П. Бардин, К.И. Бутенко, директор металлургического техникума Н.Н. Агафонов, профессоры Сибирского института чёрных металлов Ю.В. Грдина, Т.М Голубев и М.А. Костылев.

С началом работы завода появились в большом количестве производственные выбросы в атмосферу, которые буквально «накрыли» территорию Верхней Колонии.

Через плотную дымовую завесу завода речная долина едва угадывалась, а жизнь на её территории стала опасной для здоровья.

Завершая историю проекта жилого посёлка, нужно отметить - он оставил «планировочный след» в истории Кузнецкстроя, став идейным источником размещения и планировочной организации первых жилых образований города.

Записала Татьяна Кузнецова