Главная » Статьи » Газета "Стройка"
TEXT.RU - 100.00%

Философия архитектуры

Из всех видов искусств архитектура наиболее близка философии. У них общие цели и задачи: постичь законы природы и определить место человека в ней. Основная миссия архитектуры остается неизменной: нести людям радость, преумножать окружающую красоту, делать жизнь удобнее и безопаснее, вселяя уверенность в настоящем и надежду на будущее», — говорил академик А.П. Кудрявцев.

Хочется поговорить о людях, причастных к этой профессии, архитекторах, о строительстве Новокузнецка. К беседе пригласили Виктора Ивановича Магеля — заслуженного архитектора РФ.

— Виктор Иванович, какова роль главного архитектора в строительстве городов?

— Самая главная! Со временем, многое деформировалось, но роль архитектора одна из главных, поскольку, только архитектор сосредоточивает в себе весь тот большой круг знаний, вопросов, которые закладываются при строительстве городов. Сегодня градостроителями являются и люди, которые занимаются инженерными сетями, очень важными, но узкими вопросами, а координирует и соединяет все вместе, всё-таки, архитектор. Профессия архитектора интересна особенна тем, что обьединяет в себе и эстетические и технические знания и умения, и вопросы композиции — это чрезвычайно важное обстоятельство, поэтому он и называется главным в этой профессии.

Виктор Иванович Магель — заслуженного архитектора РФ
— Как у любого города, у Новокузнецка есть своя история строительства, так как же отроился наш город?

— Если говорить о градостроительной судьбе нашего города, то она чрезвычайно тяжёлая, поскольку город начали строить, когда уже строился завод и территорию выбрали для завода. Это для города чрезвычайно плохо, ведь город — это явление более важное в жизни человека, чем завод.

Города живут тысячелетиями, а заводы в лучшем случае несколько десятилетий. Именно наш завод, который, по сути дела, исчезает, продиктовал плохие условия строительства города. В непосредственной близости, в санитарной зоне завода, были построены поселки Верхняя колония и Нижняя колония, которые позднее пришлось сносить.

Вторая волна в строительстве — это конец 90-х, начало 40-х годов. Это Кузнецкая промзона: Алюминиевый, Ферросплавный завод, чуть позднее построили аглофабрику, обложив все благоприятные территории для города промышленными зонами.

В послевоенное время в правительстве поняли, что в Новокузнецке (Сталинске) складывается чрезвычайно плохая градостроительная ситуация, и был разработан генеральный план, который утвердили в 50-е годы. Этот план учитывал все обстоятельства и условия строительства города, который вынужден был далеко расползтись на большую территорию: а это большая протяженность дорог, коммуникаций, в результате чего — большие затраты на строительство и эксплуатацию. Город собрал все худшие условия, которые можно было собрать.

Но тогда было государственное финансирование, государство в то время как-то пыталось помогать правильному развитию городов на будущее. А позднее, мы попали в другие условия — всё отдали на местный уровень, а город не справляется е такой большой территорией, а уменьшить её мы не можем. Вот такая судьба досталась Новокузнецку.

Генеральный план — это важно

— Расскажите об этапах создания генеральных планов г. Новокузнецка.

— В истории градостроительного развития города было несколько этапов. Самый первый генеральный план был разработан вместе с заводом в 1928 году. Это был маленький поселок вдоль Абушки, на месте деревень Горбуново и Черноусово. Но когда начали строить завод, от этого проекта отказались, вместо него реализовали временные поселки Верхняя и Нижняя колонии.

В 1931 году был разработан проект Эрнстом Майем, тоже поселок, достаточно большой, но полноценным генеральным планом его не назовёшь, да и городом тогда не назывался город, а посёлок Кузнецкстроя. Застройка была невзрачная. Ещё была беда Новокузнецка в чём: заказчиком был Наркомтяжпром — сам завод Кузнецкстроя и все деньги вкладывали в строительство завода. Завод был построен хороший, но за счёт ущемления интересов города.

Следующий генеральный план разработан в 1934 году, а 22 июня 1936 года был утверждён. По этому плану была разработана левобережная часть — территория нынешнего Центрального района, но опять же интерес строительства был направлен в сторону промышленной зоны в Кузнецком районе.

К концу войны в Кузнецке сложился промышленный район: была построена Абагурская аглофабрика, а в 1944 году было принято решение о строительстве второго КМЗ, т.е. Запсиба.

После войны, в начале 1945 года было принято решение о разработке нового генерального плана. Такое решение было принято ещё раньше, до войны в 1940 году, чтобы к августу 1942 года новый генеральный план начал осуществляться, но война всё перечеркнула, и только в 1945 году приступили к его разработке.

В 1950 году был утвержден новый генеральный план, разработанный московским Гипрогором, который дал те перспективы. Этот генплан был разработан на срок до 1970 года. Это было самое хорошее время в истории, поскольку сформировались новые работы, подтянувшиеся к нормативам положенного, и в этот период было построено всё лучшее, что есть в городе. В середине 50-х годов было решение об изменениях в градостроительной политике. Во внимание была принята борьба с излишествами в архитектуре, которая закончилась борьбой с самой архитектурой: строили голые, невзрачные дома, которые и по сей день «украшают» город.

В 1971 году был разработан очередной генплан, разработанный до 2000 года, но утвердили его только в 1979 году. В 2010 году институтом «Урбанистика» г. Санкт-Петербург был разработан генеральный план, который будет реализоваться до 2030 года.

ВСПОМНИМ О НИХ…

Наверное, главного архитектора можно сравнить с дирижером оркестра, состоящего из огромного количества различных специалистов. При всём этом, истинное произведение архитектурного искусства должно выглядеть абсолютно свободным, не вынужденным, как будто оно творилось вне всяких ограничений и регламентов. Здесь такая тонкая грань! И в этом заключается высший пилотаж для архитектора.

Здесь уместно всем известное изречение: истинная архитектура всегда находится на кончике карандаша.

— Итак, Виктор Иванович, кто же являл высший пилотаж в архитектуре нашего города?

— Архитектурная история Новокузнецка хранит много славных имен: Первым главным архитектором города был Николай Владимирович Фризель, годы работы — 1934–1935 г.г. Затем Василий Петрович Громов — 1936–1941 г.г., Павел Иванович Отурин — 1941–1944, 1951–1959 г.г., Григорий Петрович Шкрядо — 1944–1947 г.г., Николай Константинович Габелко — 1947–1951 г.г., Виталий Николаевич Савченко — 1959–1965 г.г., Александр Иванович Выпов — 1965–1984 г.г., Борис Михайлович Маслов — 1984–2009 г.г., Александр Алексеевич Колтаков — 2009–201З г.г.

Хочется выразить благодарность от редакции журнала «Стройка Кузбасский региональный выпуск» и от всех читателей за предоставленные уникальные материалы истории нашего города.

Об этом мы все должны знать

Виктор Иванович Магель в представлении не нуждается, много лет работал заместителем главного архитектора г. Новокузнецка, принимал участие в разработке крупных и творческих проектов (более 150) от генерального плана города до бюста маршалу Жукову, общественного центра городов, микрорайонов, жилых домов — человек, который навсегда связал свою жизнь со строительством.

— Какие работы Вам запомнились?

— Была одна эпохальная для меня работа — комплекс зданий партийных органов в г. Прокопьевске, который включал в себя все партийные структуры: горком, райкомы партии и комсомола, дом политпросвещения.

Главной особенностью было не столько функциональное назначение собственно здания, сколько его градостроительная особенность и роль в формировании центральной площади и всего общественного центра планировочного района «Тырган». Работая продолжительное время над этим проектом, я получил богатый опыт профессионализма, творчества, удач и неудач и собственный жизненный опыт.

Ранее, там же, в г. Прокопьевске, по моему проекту был построен двухзальный кинотеатр «Орбита». Запомнилось это тем, что это был мой первый самостоятельный проект и первая постройка.

Здание гостиницы в Новокузнецке возле ресторана «Москва», магазин «Интерьер» в Заводском районе, ограда, цветочный магазин и офис «Зеленстроя» на пр. Пионерском. Часовня у здания УВД: запомнились своим необычным появлением, если угодно, происхождением.

Запомнилась работа над проектом общественного центра Новокузнецка и прилегающего к нему микрорайона № 45–46. своей сложностью, масштабом и важностью, как для сегодняшнего дня, так и для будущего и замечательным творческим коллективом.

бюст маршала Жукова в Новокузнецке

Хочу подчеркнуть, что архитектор редко работает один. В проектировании, как правило, участвуют коллективы архитекторов, инженеров и многих других специалистов. Над бюстом маршала Жукова я работал совместно с новокузнецким скульптором Евгением Потехиным. Мы с ним давно знакомы по совместной работе над бюстом генерала Путилова на территории Кузнецкой крепости.

В работе над бюстом Жукова удалось найти выразительный образ собственно бюста и достойное архитектурное решение постамента. Хочу отметить хорошую реализацию проекта. Надеюсь, что горожанам памятник тоже понравился.

— Что бы Вы пожелали коллегам?

— Своим коллегам — архитекторам и строителям пожелаю здоровья и удачи, чтобы было над чем трудиться и чему радоваться, чтобы дети и внуки могли мечтать, проектировать и строить, если выберут эту прекрасную профессию. А городу — развиваться и хорошеть на радость всем нам!


Беседовала Татьяна Кузнецова. Стройка Кузбасский региональный выпуск №12 2016г.


Категория: Газета "Стройка" | Добавил: Редактор (16.08.2016) Просмотров: 459
Back to Top