Главная » Статьи » История » Как строился Новый Кузнецк
    

     Быть или не быть здесь крупному городу вопроса не возникало вплоть до 1930 года. Судьба села Горбуново могла стать такой же, как и многих других. Скрупулезные отчеты о месте будущего железоделательного завода и его необходимости ложилась на стол один за другим. Удачное сочетание месторождений каменного угля и руды уже само по себе давало замечательную возможность строительства именно здесь металлургического завода.
     Для постройки завода было выбрано 12 площадок. Это районы Кузедеево, Калтан, Шушталеп, Горбуново, Бунгурский, Абашевский, Березовский, Афонинский, Кемеровский.          

    Вследствие тщательного анализа по стоимости продукта отпали десять. Остались Горбуново и Бунгурская площадка, расположенная недалеко от Кузнецка. За Горбуново говорили многие аргументы, в том числе центральное расположение его в узле будущих четырех железных дорог, что обеспечивало удобство сбыта. Близость населенного пункта Кузнецк обеспечивало решение ряда трудностей в жилищном и продовольственном вопросах. Кроме того, поблизости находилась судоходная река.
  
   Такой анализ в работе «Определение места будущего металлургического завода» в Кузнецке с картой размещения всех вариантов был выполнен и подписан профессорами К.Гутовским и И.Федоровичем. Копия этого документа хранится у автора этой публикации. Первоначально предполагалось строительство завода производительностью 245 тыс.тонн. Затем 325 тыс. тонн по проекту акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей «Копекуз» (1916г). Наконец, был выполнен проект на 505 тыс. тонн чугуна в год.
    
    Это основное градообразующее предприятие должно было иметь около 7 тыс. работающих. Исходя из такого плана, и началось проектирование жилой площади на 19тыс. человек. Так, в 1929году за Горбуновской площадкой появилась Верхняя Колония. Первоначально там размещались прибывающие из разных деревень строители, а затем стали селиться инженеры, технические работники будущего КМК. Это место было наиболее удобным для строителей, так как находилось рядом со стройкой. 26июня1929 года на площадке Кузнецкстроя уже работало более тысячи человек. Одна из улиц Верхней Колонии так и называется «26 июня». На этой улице вскоре вырос целый палаточный городок.

     Площадка и впрямь была неплохая – сухое место, лес рядом, стройка тоже. Вскоре были построены школы, гостиница, здание Сибруды, общежитие для строителей, клуб АТС, первая средняя школа при Кузнецкстрое. В 1929 году в декабре был пущен первый генератор на 40киловатт, открылась первая столовая, магазин промтоваров, строились рубленые дома. Быт, культура и традиции работающих на КМК были рождены первыми строителями и ИТР. Это время истории Новокузнецка ничуть не беднее, чем Кузнецка. Удивительное общение, доброта, трудолюбие, рациональность людей тридцатых годов определили культуру Новокузнецка, вселили гордость за происходящее.

Парадокс да и только. На Верхней Колонии было предусмотрено всего 19тыс. жителей. Все было хорошо пока не заработал ЗАВОД. Он стал настоящим препятствием для развития Верхней Колонии, сообщение с другими районами было осложнено. Жители не могли передвигаться. По территории завода постоянно курсировали паровозы, стояли вагоны, поселок оказался в изоляции. Необходим был тоннель, который бы связал его с городом. Он начал строиться в 1931 году и был построен в сложнейших условиях, став одной из достопримечательностей КМК. Но и он не решил основной проблемы. Количество работающих на КМК росло с удивительной быстротой.

    С пуском первой домны в 1931 году стало ясно, что допущена ошибка. Поселок оказался в зоне задымления. Еще в 1929 году в декабре Президиум ЦК Союза строителей постановил: считать необходимым возведение при Кузнецком металлургическом заводе первого в Сибири социалистического городка. Рабочие же, прибывающие на строительную площадку, вынуждены были строить временное жилье, многосемейные бараки, землянки, часто на случайных местах, на будущих шахтных разработках.

    Удивительно, что при тщательнейшем анализе места для самого завода, вовсе не рассматривались площади для жилого городка. И если выбором места и емкости для завода занимались специалисты, то для разработки места для города и генерального плана был объявлен конкурс, среди желающих принять участие. Объявили, как водится, конкурс на генеральный план городка на 22 тысячи человек. А производительность завода увеличили до 1 млн.тонн чугуна в год, соответственно и градообразующая группа стала иной. По переписи 1931года в поселке проживало уже 45903 жителя (без учета Кузнецка). А вопрос о строительстве города и его месте все еще дебатировался.

     Наконец, Правительство постановлением Совнаркома создало комиссию по рассмотрению проектов жилищного строительства Кузнецкстроя. Споры специалистов и желающих помочь в этом сложном вопросе урегулировались специальным постановлением, которое так и называлось «О месте строительства и проекте планировки города Новокузнецка», его утвердил Совнарком 30 июня 1931 года. Под застройку отвели участок, расположенный на расстоянии 1-3км к юго-востоку от заводоуправления, ограниченный с севера рекой Абой, с юга склонами Сад-горы и с востока моховым болотом.

    По заказу Кузнецкстроя была разработана программа закрытого конкурса на планировку города и жилой коммуны. Это был новый тип общественного бытия, дух которого в то время носился в воздухе молодого государства и в умах молодых людей. Предполагалось обобществление быта в жизни людей. Чаще всего предлагался жилой комплекс на 2-5тыс.жителей, где в нескольких зданиях, соединенных между собой, иногда и под одной крышей, предполагалось разместить жилье, детсады, столовые, кинотеатры, бани, прачечные и т.п.

    В некоторых коммунах предполагалась жизнь отдельно для детей в детских учреждениях и для пожилых людей. Считалось, что обобществленная жизнь позволит оградить людей от вредных и чуждых индивидуальностей. Пока составляли задание и программу, город вышел за рамки предполагаемой емкости. Знаменитым архитекторам все же удалось выполнить один из замыслов дома-комплекса. К сожалению, он не был осуществлен до конца. Он него осталось лишь полуразрушенное общежитие СМИ за 11-этажкой по проспекту Кирова.

     Характерно другое, что при всем многообразии талантов регулярная стройка города стала проводиться не по отечественному, а по зарубежному плану. Перед иностранцами мы всегда преклонялись, не обошлось без них и в 30-х годах. Нашумевший в Германии архитектор Эрнст Май со своими коллегами прибыл в Новокузнецк из Магнитогорска. Легкий на руку, он за полторы недели выполнил первый генеральный план Новокузнецка на 32 тысячи жителей, который и получил одобрение. Им же была предложена и архитектура улиц из жилых 3-4этажных домов. По его проекту было намечено строительство первых кварталов капитальной застройки каменными домами. Это улицы Энтузиастов, Хитарова, Школьная (Пионерский проспект). 10 июня 1930 года началась постройка первых десяти 32-квартирных домов и Сад-города металлургов. Строчная застройка, где все дома стоят торцами к улице, была создана за короткое время.

     Архитектура этих домов довольно аскетична, но не убога, проста, но не примитивна. Уютные дворы, хорошо освещаемые солнцем, небольшие, порядка 24-32кв.м, квартиры имели кухню и ванную, под домом кладовые для снеди и сезонных вещей. Жилье располагалось строго по прямым улицам, общественные здания были отнесены в отдельную зону и отделялись улицей Школьной. По правую сторону этой улицы, если стоять лицом к заводу, как раз и располагались школьные здания и общественные учреждения. Из группы построек сохранилось лишь здание школы №12. Этот проект вскоре перестал удовлетворять город,  и появились другие, но их судьба также отставала от кипучей жизни города. В этой истории много смешного, драматического, удивительного, но в то же время смелого и прогрессивного. Глубокие озера и топкие болота за рекой Абой вставали непреодолимым препятствием в регулярной застройки улиц. Потрясающие знания инженеров и архитекторов смогли обеспечить строительство на этих площадках, да так, что и сегодня удивляешься смелости решений. Свай пока не было, фундаменты делали ленточные, многодельные, но удивительно грамотные. Гордостью новокузнечан был первый в Сибири трамвай, ходивший мимо болота в районе кинотеатра «Коммунар». Мост через Абу был выполнен под углом к проспекту Металлургов. Пять площадей на проспекте Металлургов, задуманных уже в 50-х годах, составляли красоту и славу города. Площадь Маяковского имеет среди них особую историю. Она задумана романтично и в то же время масштабно. ЕЕ создание требовало определенной ансамбливости. Однако крутой поворот Абы никак не способствовал организации пространства. К тому же трамвай с горбатым мостиком, по короткому пути двигавшийся в сторону КМК, окончательно ломал градостроительную ситуацию. И все же площадь нужна была именно в этом месте. Решено было закончить застройку улицы Орджоникидзе крупным домом большой протяженности. За основу были взяты проекты домов по улице 25 лет Октября.

Соединив, рядовые и угловые секции, получили замечательное здание. Строить стали с двух противоположных сторон, а посередине ходил трамвай. Злые языки, как всегда оказались рядом: «Как же так, трамвай проходит под домом и даже арку поставили для этого!». Когда дошло до Москвы (а все разрешения и финансирование жилья решалось в Министерстве черной металлургии), вызвали, начали воспитывать и говорить, о бережном отношении к традициям. Им показали фотографию строящегося дома, в котором уже размещался Госбанк (позарез необходимый городу). Поругались, всыпали по выговору, но все же вошли в положение и разрешили завершить стройку, а трамвай перенести на новый мост и улицу Орджоникидзе. Один из авторов этого проекта Д.Ф.Горный и рассказал эту необычную историю. На месте кинотеатра «Октябрь» наметили в годы войны поставить памятник Красилову, Герасименко и Черемнову – героям Великой Отечественной войны, в феврале 1942 года закрывших грудью вражеские дзоты под Новгородом. Они призывались из Новокузнецка. Долгое время этот участок пустовал, пока эти же авторы П.Отурин, В.Савченко, Д.Горный не предложили построить там кинотеатр «Октябрь», который работает, и по сей день. А подвиг трех героев новокузнечан вместе с другими воинами, не пришедших с поля битвы, увековечен мемориалом «Бульвар Героев», но это уже другая история.

 

Ю.М.Журавков

Заслуженный архитектор, профессор

Категория: Как строился Новый Кузнецк | Добавил: Редактор (12.06.2011) Просмотров: 2442 | Теги: Новокукзнецк, новокузнецк, строили, история, как, строительство
Back to Top