Стройка Кузбасс

« Я ЗНАЮ, ГОРОД БУДЕТ » …. Владимир Маяковский

  • 23.01.2023 Дата
  • 5.0 Рейтинг
  • 656 Просмотров

Осматривая просторы новокузнецких кварталов, очерчивая взглядом удивительные по красоте фасады современных зданий, трудно представить, что более девяти десятков лет назад , первостроители г. Новокузнецка ютились в скромных лачугах, бараках и землянках.

Было сложно, но каждый кузнецкстроевец в душе верил, что вскоре здесь суждено появиться не только крупному заводу, но и удивительному по красоте городу.

Каким быть новому городу во многом зависело не только от партии и архитекторов, но и от первостроителей, чьим энтузиазмом и волей возводилось первое скромное жилье.

… Так, задумываемся мы о своем городе, его просторных, « зеленых» улицах, и о тех людях, которые , полные энтузиазма и творческой инициативы, вложили в его обустройство душу и сердце.

Пожалуй, немного городов в России имеют такую же историю застройки, как наш родной Новокузнецк, - в ней много перипетий, споров и, конечно же, смелых неординарных решений.

ЖИЛЬЕ КУЗНЕЦКСТРОЕВЦА

Как и подобает в индустриальную эпоху, о быте людей задумывались во вторую очередь.

Перспектива развития будущего города Новокузнецка определялась не имеющимся планом, а фактической ситуацией – ростом численности населения, рабочими, прибывающими на заводскую площадку и нуждающимися в жилье.

Руководство строящегося металлургического завода определило для себя в качестве первоочередных задач – промышленное строительство:

«…Прежде всего строить промышленные цехи и не в ущерб им – жилище», - так писал начальник Кузнецкстроя С.М. Франкфурт. В итоге, генеральный план г. Сталинска, разработанный лишь к 1936году, основывался на концепте «города при заводе», жизнь и развитие которого были обусловлены производственной доминантой.

Структура застройки Верхней Колонии одноэтажными и двухэтажными бревенчатыми домами, проходила по подножию горы, вдоль территории завода. В этих домах заселялись преимущественно административный и технический персонал завода и строительства.

Нижняя Колония была застроена бараками для строительных рабочих.

Условия жизни первых строителей Кузнецкстроя были тяжелыми. Из первых двух тысяч кузнецкстроевцев обеспечены жильем была лишь пятая часть людей, занятых на стройплощадке.

Сергей Михайлович Дзензель - первостроитель Кузнецкстроя, приехавший на площадку

28 февраля 1929года, вспоминал: « Здесь была тишина, безлюдье, темь, холод. Нас поместили в бараке на каменном карьере. Я лег одетый, в шапке. Когда проснулся от холода и поднялся, шапки на голове не было - она примерзла к подоконнику».

Как же могло быть иначе, ведь те самые бараки были сколочены на скорую руку из самых обыкновенных досок.

А еще в книге об истории Кузнецкого металлургичевского комбината под редакцией Б.Н. Жеребина находим: «Особенно тяжелое положение с жильем сложилось осенью 1929г., когда стали прибывать первые вербованные. Наступили ранние холода. Рабочие вселялись в недостроенные бараки: еще стены штукатурят, печи не поставлены, а люди занимают барак. Решили семейным предоставить возможность самим построить избушки, или землянки. Переселяемых снабжали отходами леса и стекла, гвоздями, транспортом».

Речи же о строительстве города, тогда вообще не шло. Но зато бурными темпами шло строительство завода.

Самые необходимые «социальные обьекты» к октябрю 1928года были построены - амбулатория, баня, дезинфекционная камера, временный барак для заразных больных, магазины, ларьки, хлебопекарня, овощехранилище, временный клуб.

Ряд бараков были переоборудованы под столовые, школы.

Временная застройка территорий Верхней и Нижней Колоний не могла принять всех людей, прибывающих на строительство завода

Дальнейшее развитие территории города для жилищного строительства продолжало рассматриваться исключительно рядом с заводом.

В июне 1930года на правом берегу реки Абы, в начале нынешней ул. Энтузиастов, на месте снесенных домов деревни Черноусово, началось строительство 10-ти первых в городе четырех-этажных, кирпичных жилых домов.

Срочность их постройки обьяснялась необходимостью размещения прибывающих в скором времени на завод иностранных, в основном американских специалистов. По этой причине горожане называли эти дома « американскими».

Этим решением Кузнецкстрой задал направление дальнейшего развития города в сторону Мохового болота. Сделанный выбор оказался далеко не лучшим для градостроительного будущего города. Этим строительством завершался первый этап становления города Новокузнецка.

МАЙСКАЯ ЭПОХА

Факторы, определяющие трансформацию подходов к жилищной политике и в архитектурном стиле - это индустриализация, с ее новыми задачами в жилищной политике;

- процессы урбанизации, набирающие темпы; - поиски новых архитектурно-технологических решений в проектировании городов; - привлечение к работе над решением архитектурно-жилищных проблем иностранных специалистов.

С того самого времени и началась « майская эпоха» в застройке Новокузнецка.

Эрнст Май имел большой авторитет - главный архитектор немецкого города Франкфурт на Майне, в котором с успехом внедрялись новшества в области жилищного строительства.

Его неординарные, по тому времени, идеи о « социалистическом поселке» с недорогим комфортабельным жильем привлекли внимание властей.

Немецкий архитектор Эрнст Май, приглашенный в Россию в 1930году, предложил свой план застройки будущего города, который был разработан с использованием планировочного приема «строчной застройки» ( популярного в Европе).

Она представляет собой линейные группы (строчки), расположенные параллельно друг другу, 3-х этажных , секционных жилых домов, одинаково ориентированных торцами в сторону примыкающих улиц.

«При композиционном построении жилой застройки в своем проекте Май учел уже строившиеся 10 одинаковых жилых домов по ул. Энтузиастов, не имеющих ярких композиционных и планировочных особенностей. По этому проекту была застроена значительная территория города и заданы расположения и направления жилых улиц Центрального района.

Так, по Маевскому плану появилась «строчная застройка» в г. Новокузнецке.» (В. И. Магель - История создания ген.плана г. Новокузнецка).

Но время вносило свои коррективы, завод рос, росло и число специалистов и рабочих, прибывающих на строительство комбината. Конец августа 1931г. стал особым периодом в решении вопроса о дальнейшей застройке соцгорода.

Предыдущий проект застройки архитектора Мая подвергся критике. Однотипные дома и кварталы параллельные друг другу придавали городу « казарменный вид».

Непререкаемый партийный авторитет - Серго Орджоникидзе, побывавший в Новокузнецке в 1933году, проектом Эрнста Мая остался искренне недоволен.

По его мнению будущий крупный индустриальный центр должен выглядеть совсем иначе, ведь планы на Кузнецкий металлургический завод у руководства государства были довольно весомыми.

Критикуя функционалистский подход советских и европейских архитекторов, главный архитектор г. Сталинска В. П. Громов описывает ситуацию начала 1930-х годов: «К глубокому сожалению, по этому, явно порочному проекту Мая была все же выстроена часть нашего города. Хорошо, что небольшая.»

Далее, в город стали прибывать столичные и питерские архитекторы с идеями о жилье для общества нового типа. В планировку улиц и жилья были внесены значительные коррективы, сыгравшие только на пользу индустриальному городу.

… И так, на каждом шагу: воспоминания далеких и близких событий отечественной истории, оживающие силуэты людей с незабытыми именами, немые свидетели талантов и трудов наших предшественников на священной Кузбасской земле.

Записала Татьяна Кузнецова